Сегодня я расскажу про свой опыт на WB, который поможет начинающим селлерам избежать ошибок на старте. С вами Гергана Коновалова, специалист по работе с маркетплейсами лидирующего сервиса аналитики MPSTATS.
На самом деле я могла бы это назвать провалом, но не стану, потому что здорово быть «антихрупким» и гибким, когда у тебя возникают какие-то проблемы. И на самом деле здорово научиться их решать, а не прятать голову в песок. Ошибка — это не повод бросать начатое. Всегда можно сделать конструктивные выводы и продолжить свой путь.
Два года назад я увлеклась созданием наборов для творчества. В него входили краски, кисти и деревянные панно. Я подумала, что это очень классная идея для того, чтобы снизить стресс, отвлечься, что-то вроде картины по номерам, только на деревянном панно. И вот мне пришла идея, почему бы не начать продавать эти панно на WB. Посмотрела YouTube, почитала различные каналы и решила, что справлюсь своими силами.
И тут случилось для меня страшное, пришел первый заказ, но я не подготовилась, не знала, как везти, куда везти, как упаковать, и тут началась настоящая паника, потому что раньше из поддержки на Вайлдберриз (Wildberries) были только чаты в телеграмме. Поддержка отвечала по 3-4 часа, а тут у меня заказ, его нужно срочно куда-то везти. И первое, что мне пришло в голову, это поехать на склад Wildberries в г. Коледино. И, наверное, вы уже догадались, что в Коледино заказы по ФБС (FBS) тогда не принимались.
Я узнала, что ФБС (FBS) в количестве одной штучки можно отправить со склада Электросталь. Туда, конечно, не поехала, но зато сделала один большой и главный вывод. И это как раз второй совет.
Если ты начинающий селлер или только задумываешься выходить на Вайлдберриз, обязательно учись и бери мою экспертизу со стороны. Потому что, делая все своими силами, ты тратишь самый не возобновляемый ресурс – собственное время. Итак, я училась на своём горьком опыте. Это было обучение для тех, кто собирается выходить на маркетплейсы. Там я впервые научилась анализировать и поняла одну очень неприятную вещь: такие наборы, как у меня, не пользуются спросом на маркетплейсах. В то время выручка у топовой карточки на Вайлдберриз была 20 тысяч рублей, на самом деле не хотела в это верить и упорно продолжала настаивать на том, что я буду поставлять свой товар на маркетплейсы.
Почему? Потому что он мне нравится. И тут рождается третий совет.
Цифры тебя не подведут, а вот твое личное мнение очень может. Чтобы не остаться без стартового бюджета, сначала выбери нишу, а потом делай закупку. Я прошла все стадии принятия этого факта и решила выбрать себе новый товар с нуля. То есть с самого-самого начала я научилась анализировать товар, и этот навык теперь, кстати, навсегда со мной.
На мой взгляд, я выбрала действительно классную нишу в маркетплейсах. Это были творческие наборы с эпоксидной смолой. И отсюда рождается совет номер четыре.
Смотри не только на цифры, но и в целом на ситуацию на рынке, анализируй конкурентов на Вайлдберриз.
Без этих этапов на Wildberries и на Ozon есть большой риск прогореть. Проанализировав, я поняла, что в нише не хватает, подарочной упаковки: не обычной картонной, а такой, чтобы в ней можно было взять и сразу подарить. Сейчас спустя два года, если ты заметил, это одна из фишек многих продавцов. Также я сделала милые дополнительные вложения; это были открытки, которые дополняли упаковку. Главное отличие моего набора от других было наличие сухоцветов. Сухоцветы красиво смотрятся вместе с эпоксидной смолой, и думаю, что это стало одним из триггеров, почему товар начали быстро покупать.
Два года назад действительно всего было одна-две карточки, где предлагались сухоцветы вместе с набором. Дальше заказала всё, для набора в количестве 200 штук, думала, что все это будет долго, 200 штук буду продавать полгода, и не надеялась на быстрые результаты. Однако, на мое удивление, все случилось быстро, мои наборы стали быстро появляться в поиске, быстро продаваться и набирать популярность. Отсюда совет номер пять.
И не делай так, как сделала я. Я просто прикинула, что да, 200 наборов, может быть, когда-нибудь продадутся. Но нужно обязательно посмотреть товары конкурентов, насколько быстро они делают допоставку, как часто им приходится делать досортировку, какие остатки у них есть на данный момент и готов ли ты быстро сделать поставку.
Тогда у меня сформировалось свое личное правило, к топовым позициям нужно быть готовым. Нужно понимать:
- если все случится быстро, где ты будешь закупать товар?
- готов ли ты сделать быструю до поставку или все-таки придется оказаться «out of stock»?
К сожалению, я подошла к процессу с творческой стороны и не учла эти факторы.
Я не была готова к тому, что мой товар окажется в Wildberries на топовых позициях, не могла сделать подсортировку, так как придумала слишком кропотливый в сборке товар. Мне нужны были все эти шарики, блёсточки, сухоцветы упаковывать вручную по маленьким пакетикам, что занимало длительное время. Это невозможно было сделать быстро, когда товар уже заканчивался.
Можно сказать, не доверилась цифрам и своему товару, потому не смогла вовремя среагировать на спрос, не рассчитывала на большие продажи и, самая главная ошибка, не была готова вкладывать большие суммы в закупку товара. Считаю, что здесь мне не хватило именно предпринимательской составляющей. Да, товар можно действительно круто проанализировать, если не продумать все дальнейшие шаги, это может привести к печальному результату. Поэтому совет номер шесть.
- Где ты будешь делать закупку?
- Надежен ли твой поставщик?
- Есть ли у него в наличии товар?
К сожалению, я видела только один исход событий, и был он следующим: товар будет долго раскручиваться, у меня будет время для того, чтобы подготовиться.
Оказалось, что времени нет. Дальше я попыталась найти выход из ситуации, совершив оптовую закупку через байера в Китае. Так как была начинающим селлером, в этом вопросе тоже не очень разбиралась и доверилась первому попавшемуся байеру через знакомых.
Не вложила в это время, что сыграло со мной злую шутку. Товар через этого байера из Китая шёл до меня четыре месяца, в то время как у моих знакомых товары пришли уже по три раза.
Продумай альтернативные каналы продаж. Рассмотри альтернативные варианты закупок. Это поможет тебе уменьшить риски, не надеясь на один канал поставки, который, кстати, может подвести.
Итак, это оказалось для меня большим уроком. Пока товар шел от байера в Китае, мне пришлось заказать составляющие для набора на Алиэкспресс (AliExpress). Это помогло мне сделать поставку и вернуть товар в выдачу на Wildberries. Начинается моя самая любимая часть истории, когда товар все-таки пришел ко мне спустя 4 месяца, он был мне неактуален. И тут встал вопрос, что делать с оптовой закупкой?
На тот момент уже приняла решение отказаться от такого кропотливого варианта сборки товара, и актуальность в этой оптовой закупке у меня отпала.
Параллельно я начала развиваться как менеджер по работе с маркетплейсами. И вот когда товар пришел, что с ним делать?
Мне пришла идея написала своим конкурентам, что у меня пришла партия товара, она мне не актуальна, и, пожалуйста, кто хочет, звоните. Это был очень классный опыт, потому что буквально через 10 минут у меня начал разрываться телефон, и все хотели купить эти формы для набора, потому что в Москве с ними была большая проблема. И поэтому совет номер восемь.
Сначала попробуй! Возможно, результат не заставит себя долго ждать. Я успешно распродала всю поставку, которая пришла из Китая. Эта идея помогла мне не только избавиться от ненужного товара, но еще на нем заработать, потому что дефицит этих форм на рынке привел к тому, что продавцы буквально торговались и повышали ставки. Это реальная история.
Как я уже сказала выше, я приняла решение отказаться от данного товара, но весь опыт, который переняла из этой истории, до сих пор со мной. Это сделало меня крутым менеджером по маркетплейсам.
Мне действительно хочется признаться, что здесь не хватило именно предпринимательского навыка, поэтому обязательно собирайте чужую экспертизу и не допускайте своих ошибок. Я считаю, что этот опыт помог мне видеть прозрачнее картину предпринимательства на Wildberries и в дальнейшем помогать продавцам выходить на эту площадку. А если у тебя есть какие-то истории, провалов или успехов, обязательно пиши в комментариях, я с удовольствием их почитаю.